Экологически чистый «зелёный» водород сможет конкурировать с ископаемым топливом к 2028–2033 годам, при условии, что в 2030 году цена на электроэнергию составит 30 долларов за мегаватт-час, сообщила в среду, 9 июня, глобальная консалтинговая компания Wood Mackenzie.
По словам Бенджамина Галлахера, ведущего аналитика Wood Mackenzie, за последние 18 месяцев все более динамичный рынок низкоуглеродного водорода стал свидетелем потока государственной поддержки, корпоративных обязательств, объявленных проектов и даже случайных интриг.
По его словам, эта деятельность представляет собой смену парадигмы, в результате которой зеленый водород, созданный в результате электролиза воды с использованием возобновляемых источников энергии, станет ключевым элементом энергетического перехода.
Галлахер сказал, что растущее внимание к целям с нулевым показателем благоприятствует экологически чистому водороду.
«В прошлом году произошел решительный поворот в сторону декарбонизации во всем мире, что является чрезвычайно позитивным для технологий с нулевым выбросом углерода», — отметил Галлахер, добавив, что недавние объявления о целевых показателях чистого нуля со стороны Китая, Японии, Южной Кореи и Канады, а также подтверждения США Парижскому соглашению продемонстрировать политический импульс, направленный на борьбу с глобальным потеплением, теперь невозможно остановить.
Поскольку экологически чистый водород является ключевым бенефициаром, Галлахер сказал, что производство с низким содержанием углерода на основе электролиза в настоящее время составляет 67% от общего объема трубопровода для водорода.
Галлахер также заявил, что в пакете экологического восстановления ЕС, объявленном в прошлом году, конкретно выделено 150 миллиардов евро на экологически чистый водород.
«Это финансовое обязательство сопровождалось конкретными целями в отношении мощности электролизера — 6 ГВт [гигаватт] на первом этапе между 2020 и 2024 годами, с 40 ГВт, которые должны быть установлены к концу второго этапа в 2030 году», — сказал он.
Как прямой результат, Европа в настоящее время является движущей силой роста, составляя 79% всего трубопровода для низкоуглеродного водорода, сказал Галлахер. Однако он предупредил, что такое доминирование будет временным, поскольку 17 стран, включая Японию, Южную Корею и Канаду, объявили водородную стратегию, дорожную карту или видение в соответствии с глобальной тенденцией к достижению нулевых показателей.
После связанного с пандемией спада во втором и третьем кварталах 2020 года инвестиции в низкоуглеродный водород снова увеличиваются: только в первом квартале 2021 года в рынок водорода было инвестировано не менее 4,5 миллиарда долларов, при этом было объявлено о 55 проектах.
Возможность производить электролизеры все большего размера, которые могут производить зеленый водород в больших масштабах, является ключевым фактором, способствующим быстрому расширению сектора.
Галлахер сказал, что это также дает обычные преимущества масштаба с точки зрения снижения затрат.
«По нашим собственным оценкам, зеленый водород будет конкурировать с ископаемым топливом к 2028–2033 годам, при условии, что в 2030 году цена на электроэнергию составит 30 долларов США за МВт-ч».
WoodMac заявила, что до 2019 года мировая расчетная производственная мощность электролизеров составляла всего 200 МВт, но с тех пор она выросла до 6,3 ГВт от заявленной мощности электролизера с добавлением 1,3 ГВт только в первом квартале 2021 года.
Хотя Галлахер считает этот рост небольшим процентом от почти 1000 ГВт мощности электролизера, необходимой к 2050 году, он сказал, что экспоненциальные темпы роста производственных мощностей очевидны и, вероятно, продолжатся.
По словам Галлахера, еще одним ключевым преимуществом водорода является то, что он действует как универсальная форма хранимой энергии.
«Так называемая «power-to-X» — превращение электричества в экологически чистый водород — имеет решающее значение для максимизации эффективности возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, которые не могут быть легко увеличены или уменьшены по мере необходимости», — сказал он.
По его словам, водород также чрезвычайно универсален, что позволяет не только обезуглероживать такие области, как транспорт и отопление, где есть потенциал возобновляемых источников энергии, но и обезуглероживать промышленные процессы, которые невозможно преобразовать в электричество.
Водород можно использовать в качестве сырья, топлива или энергоносителя и хранилища, и он имеет множество возможных применений в промышленности, транспорте, энергетике и строительстве.
Он не выделяет CO2 и почти не загрязняет воздух при использовании. Таким образом, он предлагает решение для декарбонизации промышленных процессов и секторов экономики, в которых сокращение выбросов углерода является неотложным и труднодостижимым.
Водород может заменить ископаемое топливо в некоторых углеродоемких промышленных процессах, например, в сталелитейном или химическом секторах, снижая выбросы парниковых газов и еще больше укрепляя глобальную конкурентоспособность этих отраслей. Он может предложить решения для труднодоступных частей транспортной системы в дополнение к тому, что может быть достигнуто за счет электрификации и использования других возобновляемых и низкоуглеродных видов топлива.